Комиссия по соут кто в нее входит

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комиссия по соут кто в нее входит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Работодатель инициирует создание специальной комиссии для проведения СОУТ (закон оговаривает, что в нее должно входить обязательно нечетное количество людей). В состав комиссии по проведению СОУТ должен входить в качестве представителя от работодателя специалист по ОТ или другой сотрудник, прошедший обучение по ОТ и технике безопасности, представитель профсоюза. Если работодатель относится к малому бизнесу, то он лично входит в состав комиссии. С 1 января 2020 года вступило в силу дополнение к 9 статье ФЗ: если работодатель не может сформировать комиссию, то ее функции выполняет он сам или иной уполномоченный им сотрудник. Комиссия по проведению СОУТ утверждает график осуществления спецоценки, формирует перечень рабочих мест, для которых требуется оценка условий труда.

Затем работодатель заключает договор с экспертной организацией, которая и будет проводить саму процедуру СОУТ.

К организации, нанятой для проведения комплекса мероприятий по специальной оценке, закон предъявляет ряд требований:

  • Осуществление СОУТ должно быть основным или одним из основных видов ее деятельности. Это должно быть указано в Уставной документации.
  • В штате должны быть минимум 5 экспертов, имеющих право проводить СОУТ.
  • В структуру организации должна входить лаборатория, получившая аккредитацию от Федеральной службы по аккредитации на проведение необходимых при спецоценке измерений.

Все организации, специализирующиеся на проведении СОУТ и соответствующие приведенным выше требованиям, вносятся в специальный реестр (доступен на сайте министерства труда и соцзащиты).

Статья 4 ФЗ о СОУТ обязывает работодателя передать экспертной организации все необходимые сведения и документы для проведения оценки.

После заключения договора специализированная организация должна выполнить:

  • идентификацию вредных и/или опасных факторов;
  • исследования и измерения указанных факторов;
  • распределение рабочих мест по классам (подклассам) в зависимости от вредности производственных условий.

Внеплановая спецоценка

Необходима в случае ввода новых рабочих мест, изменения технологического процесса и используемых материалов, изменений в СИЗ, получения специального предписания о внеплановом проведении специальной оценки, в случае, если на производстве произошел несчастный случай. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ в декабре 2019 года, внеплановая оценка может проводится при наличии мотивированных возражений от профсоюзных организаций, в том числе основанных на возражениях работника. При введении в эксплуатацию новых рабочих мест и при переменах в технологическом процессе на проведение внеплановой оценки дается 12 месяцев, в прочих случаях — 6. Работник может влиять на результаты оценки на его рабочем месте. Он вправе обратиться к эксперту организации, проводящей оценку, и заявить о наличии потенциально вредных и опасных факторов на его рабочем месте.

Состав комиссии для проведения специальной оценки условий труда

Состав этого органа должен быть сформирован так, чтобы максимально защитить интересы работников при выполнении оценки условий их труда. Чтобы выяснить, кто входит в состав комиссии по СОУТ, стоит изучить пункт 2 статьи 9 426-ФЗ. Он содержит следующие позиции:

  • представители организации-работодателя, включая специалиста по охране труда и других работников по усмотрению руководителя компании. Разрешается включение в состав комиссии специалиста по охране труда, работающего по гражданско-правовому договору, если организация принадлежит к категории субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • представители профсоюзной организации, если она имеется на предприятии;
  • члены другого органа, который представляет интересы сотрудников компании, если он создан на предприятии.

ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда

Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.

Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.

  • Наименование должности.
  • Марка и название оборудования.
  • Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
  • Сотрудники располагаются в одном помещении.

ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий

Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.

Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда

Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.

Читайте также:  Сроки перечисления детских пособий во Владимире

Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.

Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.

Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?

Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.

Всего выделяют 4 класса.

  1. Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
  2. Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
  3. Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
  4. Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

    о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда на проведение специальной оценки условий труда труда государственным нормативным требованиям охраны труда к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Читайте также:  Можно ли работать после 30 недель беременности

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Создание комиссии для специальной оценки условий труда

Первый шаг для проведения специальной оценки — создать комиссию. Это делает руководить или его представитель путем подписания соответствующего приказа. Например, если речь идет о региональном филиале крупной организации, то спецоценкой обычно занимается директор филиала. Он же возглавляет комиссию.

Помимо руководителя предприятия или лица, исполняющего его обязанности в территориальном подразделении, в комиссию включают сотрудника, ответственного за охрану труда на предприятии, представителя профсоюза (трудового коллектива), а также других специалистов. Сколько бы ни было членов комиссии, их число должно быть нечетным.

К приказу о создании комиссии прикладывают график проведения специальной оценки условий труда, в котором последовательно расписаны все этапы экспертной оценки и даты их проведения.

Составление перечня рабочих мест

После согласования графика проведения специальной оценки условий труда считают точное количество рабочих мест на предприятии. Для экономии времени вводится понятие аналогичных рабочих мест. Чтобы несколько мест считались таковыми, они должны иметь схожие параметры:

  • работники на одних должностях;
  • аналогичное оборудование;
  • одинаковые должностные инструкции и обязанности;
  • одно помещение и другие важные условия труда.

Два одинаковых станка в одном цеху, на которых работают мастера одной квалификации, считаются аналогичными рабочими местами. Но если в одном офисе на одинаковых компьютерах работают сотрудники с разными должностями, их рабочие места аналогичными не считаются. Также аналогичными местами работы не будут считаться транспортные средства, числящиеся за организацией, если они выполняют разные функции. Например, когда одна машина развозит сотрудников по домам, а другая — доставляет заказы.

Чтобы оценить условия труда на аналогичных местах, достаточно рассмотреть 20 % из них, но не меньше двух. Используют следующую формулу: количество мест в перечне = количество аналогичных рабочих мест * 20 %. Если результат меньше двух, округляем до 2. То есть 5 аналогичных мест — это 5*20 % = 1, то есть 2.

Вакантные места при проведении специальной оценки условий труда не учитываются, так как на них нет сотрудников и, соответственно, нет возможности объективно оценить все возможные негативные факторы. Но когда места будут заняты, оценку придется проводить заново для этих рабочих мест.

Рабочие места, не подлежащие СОУТ в России в соответствии с законом

  • Рабочие места, не подлежащие СОУТ в России в соответствии с законом
  • Специальная оценка условий труда в РФ в отношении особых категорий рабочих мест
  • Нормативная база для особых категорий сотрудников
  • Реализация СОУТ на государственной службе

Порядок проведения оценки условий работы специалистов на их рабочих местах регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Так, согласно п.3 ст.3 указанного нормативно-правового документа и приказу Минтруда о специальной оценке условий труда, работодатель избавлен от обязанности проводить такую оценку в отношении следующих категорий рабочих мест:

  • рабочие места сотрудников, которые реализуют стоящие перед ними производственные задачи дома, без посещения рабочего места в офисе или на предприятии. Таких работников ФЗ-426 именует надомниками;
  • рабочие места специалистов, которые трудятся дистанционно, то есть также не посещают офис или производство, а работают на других локациях, которые так или иначе связаны с выполнением трудовых задач у данного работодателя.

Кроме этого, указанный федеральный закон также указывает, что специальная оценка условий труда по России не проводится в отношении сотрудников, для которых в качестве работодателя выступает физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя. Аналогичная позиция приводится на сайте Минтруда.

Кто не участвует в комиссии

В состав оценочного органа не входят представители специализированной организации, которая осуществляет фактические измерения и исследования условий труда на конкретном рабочем месте. Такие учреждения должны отвечать требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ. В частности, в штате должно быть определенное количество экспертов со специальным образованием, также обязательно наличие лабораторий.

Организации для проведения СОУТ выбираются решением комиссии и привлекаются в обязательном порядке по гражданско-правовому договору. При этом эксперты осуществляют лишь техническую часть процесса оценки, а также дают свои рекомендации. Влиять на решение комиссии приглашенные специалисты не могут.

Если на предприятии нет профсоюзной ячейки или другого представительного органа работников, то со стороны трудового коллектива также никто не будет приглашен. Работники в этом случае лишаются возможности отстаивать свои интересы и права через своего представителя, т. е. комиссией независимо от их мнения будут выявляться вредные зоны и факторы на предприятии, а также присваиваться рабочим местам классы опасности. По итогам оценки работодатель обязан предоставить работникам соответствующие гарантии и компенсации.

Таким образом, создание комиссии по проведению СОУТ регулируется только одним нормативно-правовым источником — Законом № 426-ФЗ. Что касается состава комиссии по СОУТ, то ее организует работодатель из представителей организации и профсоюзного (или выборного) органа работников. Никаких специальных требований к компетенции членов комиссии законодательством не установлено. Однако следует при этом понимать, что если речь идет об охране труда, то включать в состав оценочного органа лучше людей, имеющих представление о вопросах безопасности на рабочих местах.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также:  Сколько действует медицинская справка на оружие в 2023 году

5.1. Формирование нормативной документации и иных необходимых для проведения специальной оценки условий труда локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов.

5.2. Составление перечня рабочих мест (с выделением аналогичных), на которых проводится СОУТ.

5.3. Подготовка необходимых сведений, документов и информации, характеризующих условия труда на рабочих местах:

— о действующих на рабочих местах факторах производственной среды и трудового процесса;

— о фактически предоставляемых гарантиях и компенсациях работникам, занятым работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

— о фактической обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочих местах, на которых предусмотрено проведение измерений и исследований потенциально вредных и/или опасных производственных факторов;

— подготовка перечня потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям и т.д.

5.4. Приведение наименований профессий и должностей работников в соответствие с квалификационными справочниками.

5.5. Разработка по результатам проведения СОУТ плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

5.6. Рассмотрение предложений полномочных представителей работников (ППО или иного уполномоченного работниками представительного органа), жалоб, заявлений и предложений работников.

5.7. Письменное информирование полномочных представителей работников и работников о принятых комиссией решениях.

5.8. Обеспечение хранения и защиты материалов по проведению СОУТ, в том числе в электронном виде, во избежание их изменения, исправления, порчи либо хищения.

Для осуществления возложенных функций комиссия вправе:

6.1. Получать необходимую для проведения СОУТ информацию от всех служб, подразделений и должностных лиц организации в запрашиваемые сроки.

6.2. Контролировать соблюдение типичных условий технологических процессов и работ при проведении СОУТ.

6.3. Контролировать проведение ОПСОУТ исследований (испытаний) и измерений вредных производственных факторов на рабочих местах, соблюдение методик проведения исследований (испытаний) и измерений.

6.4. Участвовать при проведении ОПСОУТ измерений и исследований вредных и/или опасных производственных факторов.

6.5. Принимать решения:

— о возможности использования результатов производственного контроля при проведении СОУТ;

— о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений в случаях, если они могут создать угрозу жизни работников, экспертов и иных лиц, проводящих СОУТ;

— об утверждении перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест;

— об утверждении (по предложению эксперта) результатов идентификации потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов;

— об утверждении перечня потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям;

— о признании допустимыми условий труда, если на рабочем месте не идентифицированы вредные и/ или опасные производственные факторы;

— о снижении подкласса условий труда на рабочих местах в связи с применением эффективных средств индивидуальной защиты (по предложению эксперта на один подкласс, по согласованию с Роспотребнадзором — более чем на один подкласс);

— об утверждении отчета о проведении СОУТ;

— по предложениям полномочных представителей работников, жалобам, заявлениям и предложениям работников.

6.6. Решения комиссии по проведению СОУТ, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми должностными лицами организации.

Комиссия: специальная оценка условий труда и ее образование

Комиссия специальная оценка условий труда, согласно ст. 9 федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года, состоит из самого работодателя организации, а также специалиста по охране труда, представителя из профсоюза. В особых случаях главой комиссии может выступать не работодатель, а его представитель.

Общее количество всех членов данной комиссии должно быть нечетным. Оптимальный вариант — это 5—7 человек.

Чтобы проверить условия труда в организации, нужно:

  • создать свою комиссию;
  • издать приказ о ее создании, при этом каждый участник должен подписаться под данным приказом.

Важно помнить о том, что спецоценка проводится на предприятиях раз в 5 лет. Некоторые рабочие места не проверяются. Это работники, которые занимаются деятельностью на дому, дистанционные сотрудники.

Результаты СОУТ напрямую влияют на компенсации и гарантии, которые получают сотрудники.

По окончанию всех работ заполняется отчет о СОУТ. Этот документ подписывают члены комиссии, председатель комиссии утверждает его.

Условия труда бывают:

  • оптимальные (класс условий труда 1);
  • допустимые (класс условий труда 2);
  • вредные (классы условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, в сторону увеличения вредности);
  • опасные (класс условий труда 4).

Вредные и опасные условия труда дают право получить гарантии и компенсации, которые прописаны в трудовом кодексе РФ. Это:

  • не больше 36 рабочих часов в неделю;
  • дополнительный оплачиваемый отпуск, не меньше 7 календарных дней ежегодно;
  • не менее 4% дополнительно к тарифной ставке или окладу, установленным для различных видов работ с нормальными условиями труда.

СОУТ не нужно проводить для сотрудников, которые работают дома и для тех, кто вступил в трудовые отношения с работодателем- физическим лицом, который не зарегистрирован как ИП. В этот список входят также работодатели – религиозные организации, которые зарегистрированы в соответствии с ФЗ.

Что будет, если не провести СОУТ

Как мы сказали выше, СОУТ является обязательной для всех работодателей. Те, кто пренебрегает этой процедурой, могут получить штраф, согласно статье 5.27.1 КоАП: 50-80 тыс. рублей для юр.лиц и 5-10 тыс. рублей для должностных лиц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *